Русская народная культура, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Берёза Елена Сергеевна,
воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 168», г.Владивосток

Патриот — это человек, служащий родине,а родина — это прежде всего народ.

Н.Г. Чернышевский

 

Аннотация: в статье раскрывается понятие «патриотизм», выделяется важность приобщения ребёнка к культуре народа, рассматриваются цели, задачи и принципы патриотического воспитания.

Патриотизм- это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Россия- родина многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны, как свои собственные.

Следует отметить, что патриотические чувства не возникают сами по себе – это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека с самого раннего возраста. Ребёнок должен понять, что он – часть народа огромной страны, что он маленький россиянин. Сейчас к нам возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно- прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

В жизни современных детей народная культура прежде всего образует эстетический и эмоциональный фон. Весёлые, жизнерадостные, ритмичные народные потешки, пестушки, прибаутки; игры; приговорки; яркие, красочные предметы народного декоративно- прикладного искусства создают атмосферу тепла и радости. Именно поэтому включение народного художественного искусства в повседневную жизнь, быт детей в этот период особенно желательно. Эта культура образует чувственный «фундамент» патриотического чувства.

Важно строить знакомство детей с народным искусством на материале, имеющем подлинную художественную ценность. Желательно использовать все возможности, чтобы пойти с детьми в музей, театр, на концерт, выехать на экскурсию. В дошкольном возрасте дети обязательно должны узнать и оценить свою «малую родину» — место, где они родились и растут. Поэтому предпочтительно знакомить детей в первую очередь с теми промыслами, которые бытуют в той местности, где они живут. Для дошкольника естественно воспринимать произведения искусства целостно. Наша задача – пробуждать и развивать в детях способность эмоционально откликаться на произведения искусства.

Мы чаще всего даже не подозреваем, какую великолепную тайную роль играет сказка в жизни человека. Сказки дают детям эталонные представления о добре и зле, «что такое хорошо и что такое плохо». В русских сказках это: сострадание к ближнему и к слабому; уважение к старшим; уважение к природе, растениям и животным; отсутствие корыстности и жадности.

О важности приобщения ребёнка к культуре народа, на земле которого живёшь, написано много, поскольку обращение к его наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой ты живёшь, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножать богатства страны.

Исходя из всего выше сказанного, мы поставили перед собой цели:

— воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей ;

-создание в детском саду предметно – развивающей среды, способствующей этому воспитанию.

Для достижения целей поставили задачи:

— воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, стране;

— формирование бережного отношения к природе;

— развития интереса к русским традициям и промыслам;

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование чувства толерантности.

Решая задачи патриотического воспитания, мы руководствовались следующими принципами:

— позитивный центризм (отбор знаний, актуальных для ребёнка данного возраста);

— дифференцированного подхода к каждому ребёнку, возможностей и интересов;

— рациональное сочетание различных видов деятельности;

— развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

 

Список литературы

1. Современные воспитательные технологии дошкольного образования. Воспитательная система «Маленькие Россияне». Москва – 2004 г.

2. Е. Соловьёва, А. Царенко. Наследие. И быль, и сказка. Москва.Обруч-2011

14.01.2017, 1799 просмотров.