Воспитание экологической культуры: развитие интеллектуальных и нравственных качеств личности дошкольника

Берёза Елена Сергеевна,
воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 168», г.Владивосток

Эту истину знаю от роду и её никогда не таю: Кто не любит родную природу, тот не любит Отчизну свою.

Родная природа — это могущественный источник, из которого человек чер­пает свои первые знания, впечатления. Дети рано начинают замечать и интере­соваться окружающими их объектами неживой и живой природы. Маленький ребёнок смотрит в мир широко открытыми глазами, он замечает всё: муравья в траве, бабочку на цветке, жучка на веточке, подвижного паучка. Очень важно, чтобы взрослые, окружающие ребёнка, сами любили природу и эту любовь ста­рались привить детям.

Экологическое образование стало неотъемлемой частью дошкольной педа­гогики. Именно поэтому у педагогов возникают вопросы. — Как создать эффек­тивную систему экологического образования в детском саду? — Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности детей: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкаль­ную, изобразительную, физическую деятельности. Формирование начал эколо­гической культуры — это становление осознанию правильного отношения непо­средственно к самой природе во всём её многообразии. Целенаправленные эко­лого- познавательные занятия с детьми в конечном результате — это начальное воспитание человека, который проявляет заботу о своём здоровье и окружаю­щей среде.

Я с большим интересом в течение шести лет углублённо занимаюсь воспи­танием у детей познавательного интереса к природе. В процессе работы с детьми я заметила, что они в ходе конкретных наблюдений легко могут установить свя­зи между различными природными явлениями. Например, наблюдая за птицами, дети могут связать их прилёт весной с температурой воздуха, таянием снега, вскрытием водоёмов, появлением насекомых. Ребята разбираются в том, что до тех пор, пока не появятся насекомые — птицы не прилетят в леса, пока не вскро­ются водоёмы — не прилетят водоплавающие пернатые. Таяние же снега, вскры­тие рек, появление насекомых связано с повышением температуры воздуха.

При изучении природы открываются возможности и для эстетического воспитания детей. Природа обогащает человека духовно. Задача воспитателей состоит в том, чтобы помочь ребёнку увидеть её красоту, уметь ценить и пользоваться увиденным. Чтобы увидеть красоту природы, необходимо быть к ней ближе. Для этого я проводила экскурсии в ботанический сад, в лес по экологической тропе. На экскурсиях можно использовать силу эмоционального воздействия на человека, органически соединить логические и эмоциональные начала. Одна из наиболее важных задач экскурсии — научить видеть в объекте его прошлое и настоящее. Правильно осознать и оценить его достоинства.

Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний. Если дети принимают участие в озеленении участка, группы, то они не будут рвать и топтать цветы на клумбах и скверах, не будут ломать деревья и кустарники, за которыми сами ухаживают. Слушая красоту пения птиц, зная, какую пользу приносят они в народном хозяйстве, дети полюбят и будут охранять пернатых друзей, а в зимнее время подкармливать их.

«Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем более способна она рассуждать», — писал известный психолог П. П. Облонский. Чтобы «наполнить головы» детей интересным содержанием я проводила с ними различные опыты.

На тематических занятиях, на конкретных литературных примерах я пыта­лась раскрыть перед детьми, что бывают добрые и злые поступки, хорошие и плохие дела. С ребятами мы беседовали о том, что юный эколог- это ребёнок, который любит природу, заботится о животных и растениях. На примере книг- сказок «Лиса, заяц и петух», «Золушка», «Мешок яблок» и др. я кратко вводила детей в мир добрых и злых поступков. Сначала с детьми мы совершали добрые дела по отношению к растениям и животным в уголке природы, затем мы про­являли заботу к близким людям — взрослым и детям. Воспитывали внимание к своему здоровью, понимание, что здоровый ребёнок красиво выглядит — у него чистая кожа, ясные глаза, румянец на щеках, крепкие мышцы.

Экологическое воспитание показывает, что систематические наблюдения за каждым живым существом оказывают глубокое воздействие на детей- развивают нравственные, эстетические чувства, уточняют представления, развивают речь, закрепляют практические навыки правильного взаимодействия с природой.

Всё хорошее в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми. 2006.

2. КостюченкоМ. П. Исследовательская деятельность на прогулках. ООО «Учитель», 2013.

3. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. 1996.

4  Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду М.: 2005.

5  Федосеева П. Г. Организация деятельности уголка природыг. ИТД» «Корифеи», 2009.

14.01.2017, 1578 просмотров.